Усть-Донецкий порт

Историческая справка

История Усть-Донецкого порта

История

Февраль 1956 года. В директивах XX съезда КПСС «Основные направления развития народного хозяйства СССР в 1956—1961 годах» несколько строк отведено Усть-Донецку: «Обеспечить дальнейшее развитие перевозок грузов в смешанном железнодорожно-водном сообщении. Ликвидировать отставание портово-пристанского хозяйства на речном транспорте… Осуществить строительство Усть-Донецкого порта».

Весной того же 1956 года по проекту, разработанному Государственным институтом проектирования речного транспорта, силами строительного управления №443 «Волгодонгидрострой» началось строительство нового крупного транспортного узла на Северском Донце.

Осенью 1957 года полным ходом шли работы по углублению канала и акватории. Работали две плавучие электростанции мощностью по 1000 кВт, снабжали стройку энергией. Два земснаряда углубляли русло Сухого Донца. Ил намывали на лесистый левый берег, песок — на территорию будущего порта. Приступили к заглублению шпунтов под первый причал будущего Южного грузового района.

Возведение гидротехнических сооружений в ст. Кочетовская

К 1959 году канал был готов, и, хотя, земснарядам ещё хватало работы, в акваторию порта могли заходить большие суда. Разработали свой каменный карьер, это позволило сэкономить время и немалые средства. Ускоренными темпами ведётся строительство железной дороги от станции Горной. Зримо вырисовываются контуры Южного грузового района: идёт строительство подкрановых путей, административного здания.

На крутом взгорье, одновременно с портом, на месте небольшого хутора Кресты растёт поселок портовиков Усть-Донецкий. Пока это сборные брусчатые дома, бараки общежития. Но уже летом 1959 года сданы три восьмиквартирных кирпичных дома площадью 750 квадратных метров. Порт и посёлок строили люди, многие из которых решили здесь работать и жить. Строили для себя. Мостили улицы, прокладывали водопровод и канализацию. В числе первых новостроек — школа, детский сад на 125 мест.

Строительство рабочего посёлка Усть-Донецкий, 1960-ые

1960 год — год рождения Усть-Донецкого порта. До полного окончания строительства было ещё далеко, но порт уже приступил к перевалке грузов.

Приказ министра речного флота РСФСР об организации Усть-Донецкого порта вышел накануне 1 Мая. На базе дирекции строительства было образовано управление. Первым начальником порта стал Николай Феоктистович Чернышёв.

Приказ приказом, а всей перегрузочной техники — небольшой паровой плавкран, да и тот без грузозахватных приспособлений. А ведь все грузы приходили по воде, железная дорога от станции Горной ещё не дошла до Усть-Донецкого. Водным путём прибыли в порт и первые портальные краны, их доставляли на баржах. 

К 25 июля первая причальная стенка Южного грузового района с двумя кранами была готова к приёму судов. До конца навигации их было обработано около двухсот. Первые грузы складировались у причала в ожидании перевалки на железную дорогу. А железной дороги всё ещё не было, строительство её продолжалось…

Перевалка леса

Работало в 1960 году в порту 68 человек.

  Важнейшим событием этого года, безусловно, нужно считать принятие во временную эксплуатацию железнодорожной линии Горная—Усть-Донецкий. До этого все грузы, всё оборудование поступали только водным путём. Стройка пошла быстрее. Каждый смонтированный кран, построенный причал немедленно включались в работу. 

Порт и станция были включены в систему прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения. Крупнотоннажный теплоход «Салехард» доставил крупную партию леса. С этого момента пошёл отсчёт интенсивной перевалки лесоматериалов. Портовики быстро освоили разгрузку навалочных и строительных грузов.

В 1961 году было обработано первое пятитысячное судно типа «Волго-Дон». Важным событием этого года была организация добычи и погрузки песка на Семикаракорском участке. Закладывались основы собственной ремонтной базы. Ни на день не прекращалась стройка, поднимались новые портальные краны, чтобы тут же включиться в напряженную работу.

1-ый причал Южного грузового района. Углепогрузочный комплекс, 1960-ые

В 1963 году порт уже приобрёл сегодняшние контуры. Было завершено строительство причальных стенок, подъездных грузовых путей. Создано два грузовых района — Южный и Северный — и один участок — Семикаракорский — на базе комплекса по намыву песка. Важнейшим участком стройки стал углепогрузочный комплекс.

Работа вагоноопракидывателя. Южный грузовой район, 1960-ые
Площадка Северного грузового района в 1963 г.

В 1965 году в жизни порта произошло ещё одно важное событие — завершилось строительство ремонтно-технических мастерских, которые сразу же вступили в работу. О том, что значит хорошая ремонтная база для портового хозяйства, много говорить не стоит. Теперь даже самые сложные узлы и детали кранов ремонтировались на месте.

Год 1966 стал годом завершения строительства порта. Государственная комиссия приняла его в постоянную эксплуатацию с оценкой «хорошо». 

В этой оценке был труд тех, кто начинал стройку на пустынных берегах Сухого Донца, намывая песок, монтируя причалы, строил молодой посёлок, и тех, кто считал себя портовиками, ведь порт все эти шесть лет работал и строился. Переработка грузов к 1966 году перевалила за 3,5 миллиона тонн в год. Новое предприятие заняло достойное место в ряду речных портов юга России, с первых лет сразу же заявив о себе.

Конец 1960-х, первая половина 70-х годов для порта — время динамичного роста. Продолжались поиски оптимальных вариантов организации труда портовиков. В полную силу заработал углепогрузочный комплекс, его производительность достигла 2400 тонн в час. В период навигации 1970 года, впервые в своей истории, порт переработал миллион тонн лесных грузов. Всего в этом году, за навигацию было переработано 5,9 млн тонн, ежесуточная обработка вагонов составляла 600-700 ед., средняя переработка — 30-40 тыс. тонн в сутки.

Перевалка леса. Северный грузовой район, 1970-ые

В начале 80-х годов, порт располагал более чем четырьмя десятками только портальных кранов, солидным приписным флотом, собственным автопарком, полутора километрами причалов, достаточно оборудованных средствами малой механизации. Но главная ценность — это, конечно, сложившийся трудовой коллектив. В 1980 году в порту работало 1300 человек.

Восьмидесятые и особенно девяностые годы прошлого века с полным правом можно назвать драматичными для Усть-Донецкого порта. В 1981 году было переработано 9,5 млн. тонн народнохозяйственных грузов-рекордная цифра за всю историю предприятия. Такой уровень продержался до начала перестройки

История предприятия вполне могла бы оборваться под бурным натиском кризисных девяностых годов прошлого столетия, когда не стало плановой структуры грузооборота и началась борьба за собственность.

В 1993 году ГП «Усть-Донецкий порт» в результате приватизации приобрело статус акционерного общества: АООТ «Усть-Донецкий порт».

В 1996 году АООТ «Усть-Донецкий порт» переименовано в ОАО «Усть-Донецкий порт».

В 2012 году ОАО «Усть-Донецкий порт» переименовано в ЗАО «Усть-Донецкий порт».

В 2017 году ЗАО «Усть-Донецкий порт» переименовано в АО «Усть-Донецкий порт».

Временная шкала

Ключевые точки истории

История
1956

Первое упоминание

Февраль 1956 года. В директивах XX съезда КПСС  принято решение осуществить строительство Усть-Донецкого порта

1957

Начало строительства

Весной того же 1956 года по проекту, разработанному Государственным институтом проектирования речного транспорта, силами строительного управления №443 

1960

Рождение порта

1960 год — год рождения Усть-Донецкого порта

1966

Окончание строительства

Год 1966 стал годом завершения строительства порта. Государственная комиссия приняла его в постоянную эксплуатацию с оценкой «хорошо»

1970-е

Динамичный рост

Конец 1960-х, первая половина 70-х годов для порта — время динамичного роста

1981

Время рекордов

В 1981 году было переработано 9,5 млн. тонн народнохозяйственных грузов-рекордная цифра за всю историю предприятия

1993

Приватизация

ГП «Усть-Донецкий порт» в результате приватизации приобрело статус акционерного общества: АООТ «Усть-Донецкий порт»